Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

Иван Ксенофонтович Цешковский

Родители:

 отец -  Ксенофонт Ксаверьевич Цешковский.

мать -  Мария Крыжановкая.

 Братья и сестры:

старшая сестра – Анна Ксенофотовна Цешковская,

младшие брат и сестра( двойня) -

Лидия  Ксенофонтовна Цешковская ( Пылаева)

 Дмитрий Ксенофонтович  Цешковский

Жена: 

Федосья Григорьевна Мартьянова.

 Дети: 

сын -  Михаил Цешковский,

дочь - Валентина Цешковская (Липец),

сын  - Анатолий Цешковский,

дочь - Лариса Цешковская ( Кирина).

 

 

 Сложно описать человека в нескольких строчках, особенно  если это был твой любимый  дедушка. Сухие цифры ничего не дают, а  всегда интересно знать о человеке, о его сущности: каким он был, каковы были черты его характера. Дедушку назвали Иваном. Имя Иван происходит от древнееврейского Иоанн, что в переводе означает "милость божья". В сочетании с его отчеством и именем матери  означает дословно: «Милость божья иной земли, рожденный госпожой. Таким образом,  у нас появился жизненный код человека, выраженный в словесном сочетании».

 По нынешним меркам дедушка был  роста ниже среднего – 1.65. Волосы темные, цвет глаз темно-карий, ближе к цвету черного кофе. Нос орлиный.  В его характере сочеталась душевная открытость и хитроватость. Стеснительность и скромность дополняли  облик. Он  много читал и был очень эрудированным человеком. С ним можно было говорить на разные темы.

Моему дедушке, Ивану Ксенофонтовичу, досталась сложная и тяжелая жизнь. Начиналась она вполне благополучно. Родился  он в семье польских шляхтичей в селе Разношенцы Грушкивского района Одесской области (сейчас это село называется Разношенское  Ульяновского района Кировоградской области). Село располагается на реке Нетеке. Появилось оно предположительно  в конце XIX века, происходит от сочетания «дороги разносятся», то есть расходятся на перекрёстке. Село расположено в 13 километрах от райцентра Ульяновка. Ульяновка – административный центр Ульяновского района, земли которого исторически являлись частью Брацлавского Подолья, но вследствие административно-территориального раздела в советские времена в 1954 году район был присоединен к Кировоградской области.

В средние века территория района была буфером между польско-литовскими, турецкими и российскими владениями. Постоянное славянское население (русские и украинцы) появились здесь только после вхождения региона в состав Российской империи в конце 18 века. В древности здесь кочевали скифы и сарматы, гунны и хазары.

Отец Ксенофонт Ксаверьевич был  богатым  человеком. Получил хорошее наследство от своего отца. В селе Любомирка он владел  909 десятинами земли. Кроме этого, были земли в селе Разношенское. Мать дедушки -  Мария Крыжановская, была  из семьи перекрестившихся евреев. Она обладала великолепными человеческими  качествами. Была умна, добра, и очень красива. Мария была шатенкой с вьющимися волосами. Необыкновенные, выразительные зеленые глаза и орлиный нос  дополняли ее облик. Роста она была среднего.

  Дедушка был вторым ребенком в семье. Старшей была сестра Анна. Был также младший брат Дмитрий и младшая сестра Лидия.

 Иван Ксенофонтович поступил в гимназию,но мне не известно, закончил ли он полный курс наук, потому что   в 1905 году  семья переехала в Сибирь. Сложно сказать,  что явилось причиной переезда. Экономические условия того времени были достаточно сложными. Вот несколько цитат, характеризующих состояние  царской России и Украины в том числе в то время. "Масштаб аграрных волнений  был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики. На селе обострился антагонизм между зажиточными крестьянами и беднотой,  между крестьянами и помещиками, от которых крестьянство требовало бесплатной земли. Свидетельство тому  были крестьянские протестные выступления".

В эпоху, когда в жизнь горожан уже вошли электрическое освещение, водопровод, центральное отопление, телефон и автомобиль, жизнь и быт деревни представлялись бесконечно отсталыми. Сложилось стереотипное паническое восприятие либеральным интеллигентом крестьянина как человека, терпящего непрерывную нужду и бедствия, живущего в невыносимых условиях. Недовольство сельского населения аграрным строем, стремление крестьянства к национализации помещичьих земель, степень проникновения в село эсеровских идей становятся очевидными. Этим восприятием определялась широкая поддержка либеральной интеллигенцией и всеми политическими партиями  идей наделения крестьян национализированной помещичьей землей.

Крестьянские волнения в самой легкой форме имели вид самовольных порубок в принадлежащих помещику лесах. Крестьяне, почти не имевшие леса в составе общинных земель, традиционно были склонны не признавать какое-либо право собственности на леса вообще, и считали плату за пользование частным лесом грабежом. Более серьёзным видом беспорядков была самовольная запашка помещичьей земли. Так как урожай мог созреть только через определённое время, крестьяне переходили к таким действиям только при уверенности в долговременной безнаказанности.  Крестьяне засевали помещичью землю в убеждении, что Дума вот-вот примет решение о национализации и безвозмездной передаче крестьянам помещичьих земель. Ещё более тревожный характер носила так называемая «разборка» имений. Крестьяне, собираясь толпой, взламывали запоры и расхищали запасы зерновых семян, скот и сельскохозяйственный инвентарь имения, после чего в некоторых случаях поджигали хозяйственные постройки. Крестьяне, как правило, не разграбляли домашнее имущество помещиков и не уничтожали сами помещичьи дома, признавая в данном случае собственность помещиков на все, что не относилось к сельскому хозяйству.

 Насилия и убийства по отношению к помещикам и их представителям были достаточно редкими, прежде всего потому, что большинство помещиков покинуло имения до беспорядков. Наконец, в самых крайних случаях дело доходило до поджогов имений и насилия по отношению к прибывшим на место волнения силам полицейской стражи или войскам.

 В ноябре 1906 года указом премьер-министра П. Столыпина «О выделении крестьян из общины» началась земельная реформа.

Аграрная реформа имела целью комплексно решить ряд проблем:

 *создать ориентированное на рынок крепкое товарное крестьянское хозяйство;

*укрепить социальную опору самодержавия на селе, ликвидировав общины и передав

*крестьянским хозяйствам земли, которыми они пользовались, в частную собственность;        

*способствовать усилению у крестьян чувства собственника и снять их недовольство политикой властей;         

*сохранить помещичье землевладение при частичной продаже ими своих земель состоятельным крестьянским хозяевам;        

*смягчить аграрное перенаселение путем организации государством переселенческого движения крестьян из Украины в слабозаселенные и неосвоенные  районы Российской империи.         

 Была широко разрекламирована компания по переезду на сибирские земли. Предоставлялись беспроцентные кредиты. Переселенцам предоставляли по 15 гектаров земли на главу семьи и 45 - на остальных членов. Украинские переселенцы  заселяли Сибирь и Дальний Восток целыми районами. 

Переселялись на новые земли не только малоземельные крестьяне, но и состоятельные люди. Продав на Украине свою землю, они покупали инвентарь,сельскохозяйственную технику и  реализовывали свои возможности на новых территориях с большими для себя экономическими перспективами.

 Таким образом, я смею предположить, что семья решила переселиться в Сибирь и  начать новую жизнь с надеждой на лучшее, тем более, что дети подрастали и надо было дать им какой-то фундамент. Детям было необходимо  дать образование. Младший брат дедушки Дмитрий поступил в Омский кадетский корпус. Это было очень престижное учебное заведение, которое находилось под патронажем  князя Константина Константиновича. В  кадетах воспитывали верность престолу и Родине, а также  вырабатывалась та особенная выправка, которой отличались русские офицеры. Воспитателями были только офицеры.  В корпусе имелись фехтовальный зал, разные гимнастические приборы, каток, лыжи, бассейн, летняя купальня, флотилия лодок.

 В корпусе Дмитрий познакомился с братьями моей бабушки – Мартьяновыми Леонтием, Гаврилой и Прокофием. Позже дедушка Иван познакомился с бабушкой Федосьей через ее братьев.

 Бабушка  Феня происходила из семьи декабристов, отправленных в ссылку после восстания 1825 года. Ее прадед был лишен дворянского звания, у него были  отобраны  принадлежавшие ему поместья,  и сам он был отправлен в Сибирь  на пожизненную ссылку. По  семейным преданиям, прадед был прикован к тачке и  работал на шахте, где добывали золото. Но работал он на шахте не долго. Высочайшим указом императора Николая Первого было дано ему прощение, восстановлено дворянское звание, но имущества ему не вернули.

 На фотографии семья бабушки. Снимок сделан примерно в 1910 году. Бабушке около 12 лет. Она сидит на переднем плане между матерью и отцом. На руках ее мамы ребенок. Это младшая сестра Ольга. 

 

Родилась бабушка в 1897 году в селе Тыхта Титовского района Томской области. Сейчас это Кемеровская область. Эта деревня была основана русскими переселенцами в 1800 году. Название произошло от реки Тыхта, вблизи которой она и расположена. До прихода русских людей  в этих местах жили тюрки-телеуты. Они и назвали  реку  Тыкта.

Бабушкин отец Григорий работал лесничим. При слове «лесничий» у меня всегда возникал образ ветхой избушки на краю леса и убогого, бедного мужчины с ружьем за спиной. Но это было совсем не так. Лесничий стоял во главе лесничества.  У него были в подчинении объезчики, у которых, в свою очередь были лесные сторожа. Лесные сторожа  жили в сторожках, которые позже стали называть кордонами. В царской России лесничий имел довольно-таки высокое жалование, служебные льготы, бесплатное жильё, лошадь, экипаж.  Лесничие являлись полноправными государственными служащими, имели неплохое жалованье – до 3000 рублей в год (не считая казенного обмундирования и оружия), получали ордена и даже носили парадные вицмундиры, расшитые серебром. Сыновьями лесничих были Владимир Маяковский и знаменитый белогвардейский генерал Александр Кутепов. Оба за счет родителей смогли получить образование в лучших учебных заведениях России.

  

Перед вами виды деревни Тыхта, которая в настоящее время находится в стадии вымирания, как и вся Российская глубинка.

 

 

Конечно, если сравнивать такого служащего с простым человеком, то  он действительно не бедный человек. А если сравнить с  зажиточными дворянскими родами, то он был просто бедняк, человек с низким прожиточным уровнем, как говорят сейчас. В семье бабушки кроме троих братьев была еще и младшая сестра Ольга. Таким образом, детей было пять человек.  Все три брата бабушки Фени закончили Омский кадетский корпус. Окончание учебы совпало с началом Первой мировой войны.

 Просматривая исторические сведения о начале Первой мировой войны, мы читаем, что «Непосредственным поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство. Это сараевское убийство австрийские и германские правящие круги решили использовать как предлог для развязывания европейской войны».

 В мире пахло порохом, задолго до начала войны. И война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу, потому  что был включен механизм разрушения  из-за  назревания кризиса. Как человек отдельный растет кризисами, преодолевая их, так и в целом, человечество поднимается новый уровень, развязывая войны, которые двигают экономику, промышленность, все сферы деятельности. Вот только спастись в этой мясорубке могут не все.

 Этот масштабный мировой конфликт  был одним из самых больших  вооружённых конфликтов в истории человечества. Более четырех лет (с 28 июля 1914 по  11 ноября 1918) шли кровопролитные военные действия между двумя группировками государств:

Четверной союз: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария  и

 Антанта: Россия, Франция, Великобритания. В ходе самой Первой мировой войне на стороне Антанты сгруппировалось более двадцати государств, а термин «Антанта» стал применяться для обозначения всей антигерманской коалиции.

 В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли около 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн были ранены.

 Перед вами снимок, на котором старший брат бабушки Фени Прокофий с семьей накануне отправки на фронт в 1914 году. Здесь его жена Афисинья и дочь Марья. Он  был призван на войну  и погиб в самом ее начале. Его жена и дочь умерли от голода в 1919 году.

 Два других брата бабушки  Леонтий и Гаврила также пошли на войну, и пропали без вести уже в конце ее. Неоднократные запросы в Красный Крест по выяснении места и обстоятельств их гибели не дали результатов. Ушли на войну они не женатыми и наследников у них не осталось.

  

 

Когда мой дедушка влюбился в бабушку и предложил ей выйти за него замуж, то у бабушки не было выхода, как стать женой дедушки. Можно сказать, что отец и мать ее насильно выдали замуж, хотя у бабушки Фени  был другой суженый, и она его очень любила. А причина была та, что дедушкина семья была очень богата, а бабушкина еле-еле сводила концы с концами. Об экономическом положении семьи бабушки можно сказать следующее: когда была бабушка засватана, оказалось, что у нее нет приданого. Мария Крыжановская, мама дедушки выдала крупную сумму матери бабушки, которую тоже звали Мария, на покупку необходимого. В итоге мать бабушки купила самые дешевые вещи, не подобающие статусу, в котором находилась дедушкина семья, а остальную сумму пустила на нужды семьи. Это крайне возмутило мать дедушки, и она собственноручно приобрела к свадьбе все необходимое. Так в 1916 году состоялась свадьба дедушки Ивана и бабушки Фени.

 После свадьбы семья перебралась в поселок Березовский,  Кемеровской области. Сейчас это город, в  котором развита угольная промышленность. А во время, когда жили мои дедушка и бабушка, это было несколько сел, окруженных тайгой. Документально установлено, что когда первые семьи прибыли из Белоруссии искать подходящие места для жительства в районе нынешнего города Березовск, в округе была одна деревня – Барановка. Один из её жителей, некто Арсений, построил на лесном косогоре для себя избушку, занимаясь разным таежным промыслом. От имени этого охотника и родилось название деревни Арсентьевка.

 Поселок Арсентьевка оказался в центре окружных  поселков (Сосновка, Ермаковка, Рудниковский, Дмитриевский, Латышский, Кучумовский, Верх-Барзасский) и стал вскоре волостным центром. Там находилась больница в двух корпусах, где люди получали даже хирургическую помощь. Была первая во всем таежном крае начальная школа и при ней,  отдельная комната, где жили учащиеся из дальних хуторов. На пригорке стояла небольшая церковь. Здание школы, больницы, волостного управления были построены из добротного леса, под железными крышами, украшенные красивыми нарезными наличниками и карнизами.

 Во время столыпинской реформы  в1912 году, Богославское горнопромышленное общество, располагавшееся на Урале, начало разведочные работы на каменный уголь. Между поселками Кургановка и Бирюли разведчики недр обнаружили большую полосу угленосных отложений. Чуть позже здесь было заложено несколько шахт, если их можно так назвать, в том числе «Южная», Большой Иван и Бирюлинская штольня. Они получили общее название – Алтайские копи.

 Основная добыча угля велась на шахте «Южная». Проходка ствола и небольших горных выработок осуществлялась вручную. Порода поднималась сначала ручным, а затем конным воротом. И только когда началась выемка угля, предприниматели привезли и установили на шахте примитивную по теперешним понятиям паровую машину.

 Нелегко жилось людям. Рудник окружали дремучие леса. Землю для огородов отвоевывали у тайги крохотными клочками, выкорчевывая пни и деревья вручную. Заработки были небольшие, их еле хватало на пропитание и некоторое обустройство жилья.

  Вот в таком таежном поселке  дедушка жил и работал сельским учителем. В 1917 году в ноябре родился их первый сын Михаил. И с этого времени начинаются несчастья и испытания для дедушкиной молодой семьи и его родителей, братьев и сестер.

Весть об октябрьских событиях 1917 года в Петербурге и Москве докатилась до рудника не сразу и носила противоречивый характер. Рабочий люд знал, что царь от престола отрекся, правит Временное правительство, а то, что совершена революция и власть перешла в руки большевиков, стало известно только к концу года. Ни радио, ни газет на руднике не было. Но от событий уйти невозможно. И уже в марте 1918 года на Крохалевке был образован Совет рабочих депутатов. Просуществовал он совсем недолго. В мае того же года в результате мятежа Чехословатского корпуса, который начался в Мариинске, советская власть в Кузбассе пала. Мятежники, объединившись с эсеро-меньшевистским движением, способствовали установлению на захваченных территориях на всем протяжении Транссибирской магистрали контрреволюционных правительств, в том числе в Омске Временного сибирского правительства.

 Началось очень тревожное время гражданской войны. Мне неизвестно какие обстоятельства заставили семью дедушки и его родителей срочно покинуть  обжитое ими место, но они были очень серьезными, потому, что семья не просто уехала, а бежала от  надвигающейся беды. Это было в начале 1918 года. Моему дяде Михаилу было от роду несколько месяцев и бабушка Феня спасла его тем, что во время переезда держала его у себя за пазухой, чтобы он не замерз. Такой переезд во время холодной сибирской зимы мог стоить жизни маленькому человеку.

  И теперь, когда я читаю исторические хроники о событиях в тех местах, где жили мои дедушка и бабушка, то понимаю, что, не покинув этого места, они вряд ли бы остались живы. Вот описание последующих событий по записям местных краеведов.

 «Район теперешнего Берёзовского в конце декабря 1919 года явился ареной ожесточенных сражений частей 35 стрелковой дивизии Красной Армии с колчаковскими войсками. Исключительно ожесточенный характер приняло сражение во второй половине дня 24 декабря. Из леса с восточного берега Томи белогвардейцы открыли мощный огонь. Только к вечеру обе бригады сумели атаковать колчаковцев, но овладеть с ходу Мариинским трактом было непросто. Бой под Дмитриевкой был жестоким. Имена командиров, рядовых солдат, партизан, наименования воинских подразделений, число жертв неизвестны. После сражения погибшие остались лежать на поле боя. На холодной кузбасской земле, прошитые пулями, лежали и «красные» и «белые» вперемежку. Они все были разными, но каждый бился за счастье страны, народа, свое личное…

  Хоронить тела выпало на долю местных жителей, которые собрали, сколько нашли, погибших и уложили в общую могилу без отпевания и погребального звона.

   В 1966 году у села Дмитриевка, на этом был установлен бетонный обелиск высотой с двухэтажный дом в виде пирамиды со звездой. На четырехгранном постаменте, на передней грани, укреплена мраморная доска. Сегодня этот памятник требует ремонта». 

  Дальше история  жизни дедушки покрыта туманом. Дедушка был человеком очень осторожным и мало рассказывал об этом периоде своей жизни . Жизнь научила его такому стилю. Мне известно, что вся семья решила эмигрировать в Аргентину. Но по каким-то причинам не успела. Вот что мы можем прочесть из исторических источников об эмиграции.

 «Волна эмиграции началась с 1918 года и состояла из людей, бежавших от большевистского террора. Людей гнал за границу  ужас Гражданской войны в России.

Это были люди самых разных социальных и профессиональных слоев свергнутого царского режима: студенты, писатели, ученые, купцы, помещики, духовенство и, главным образом, офицеры и солдаты побежденной Белой армии. Основным ядром Русской Белой эмиграции были русские воины.

 На военных и торговых суднах, а также и на маленьких лодках  они переплыли Черное море до Стамбула и доехали до Галлиполи (Турция). Оттуда потоки беженцев направились в самые разные страны мира, в том числе и в Латинскую Америку. Особенно много «белых русских» приехало в Аргентину и Бразилию.

 В панике бросали войсковое имущество, склады, госпитали с ранеными, бронепоезда, артиллерию, танки. Корреспондент берлинской эмигрантской газеты «Руль» сообщал, что число покончивших во время эвакуации самоубийством, сброшенных и бросившихся в море не поддается учету. Участники этого вынужденного морского путешествия вспоминали о нем с ужасом. Для многих пребывание на кораблях оказалось настоящей пыткой. «На некоторых судах, рассчитанных на 600 чел., находилось до трех тыс. пассажиров: каюты, трюмы, командирские мостики, спасательные лодки были битком набиты народом. Шесть дней многие должны были провести стоя, едва имея возможность присесть». Не было хлеба, не было воды. Задыхались от тесноты. Замерзали от холода. Кто-то, не выдержав, сходил с ума.

 Параллельно шла и так называемая «мирная эмиграция» когда определённая часть россиян стремилась за пределы своей Родины. Среди беженцев были люди самых различных национальностей. Но большинство из них были русскими (95, 2%). Большинство среди них были мужчины в возрасте от 17 до 55 лет. Это была наиболее образованная часть населения страны. Среди беженцев образованных людей было более 54%. Севастополь, Одесса, Новороссийск и другие порты Черного моря были свидетелями  этого бегства».

 Я думаю, что попытка эмигрировать была в течение нескольких лет, потому что семья появилась на Украине, в Любомирке только в 1925 году. До этого известно, что они жили в другом месте, а потом также были вынуждены бежать всей семьей в Любомирку. В Одесской области есть село Крыжановка, и  я могу предположить, что это село было одно из имений моей бабушки Марии Крыжановской, или ее предков. Может, надежда покинуть страну морем через Одессу была еще жива, и они пытались это сделать.

 К тому времени у них родилось трое детей примерно такого возраста:

1919- Клавдия.

1921- Николай,

1923- Анатолий.

Весной 1925 года,  ночью семья срочно собралась и выехала в село Любомирка. Собирались так спешно, что побросали все вещи на подводы, а белье, что сохло на веревках, положили сверху. На них посадили детей и поехали. Добирались до Любомирки неделю. За это время  Клавдия, Николай и Анатолий  умерли, простудившись. Бабушка Феня от горя  чуть не сошла с ума. Для нее это была глубокая незаживающая рана на всю жизнь.  В живых остался только старший сын Михаил.

И вот Любомирка  - родная земля,  место, где стоит усадьба, где можно залечить раны от прежних несчастий. Сегодня я смотрю на фотографии усадьбы моего дедушки Ивана и, несмотря на ее разрушенный и запустелый вид, я ощущаю теплую, родственную энергетику. Здесь семья прожила еще три года. Родилась здесь дочь Валентина в 1925 году и сын Анатолий в 1927.  Но несчастья продолжали сыпаться на  семью. 

 В марте 1925 года был издан указ  «О лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до Октябрьской революции хозяйствах». Само собой последовали к нему и  инструкции. Слово «помещик» стало синонимом «классового врага» и все репрессии против этой группы населения оправдывались политическими интересами Советской власти.

 Официальная кампания по выселению бывших помещиков проводилась с марта 1925 года до конца 1927 года, но фактически она началась на местах в конце 1923г., когда в ходе постановки на учет, производилось выселение бывших владельцев из их прежних имений, а закончилась в 1928 году, а в отдельных губерниях только в 1929 году.

 Значительную роль в разжигании антипомещичьих настроений в обществе сыграла периодическая печать. Сталинские прихвостни, называющие себя журналистами, по заказу существующей власти вели настоящую травлю уцелевших представителей дворянского сословия.   На страницах газет («Беднота», «Крестьянская газета», губернские газеты) и журналов («На аграрном фронте») прежние владельцы имений именовались не иначе, как «бывшие люди», «дегенераты», «навоз», «дворянские последыши», содержались призывы к ужесточению мер против них, просьбы сообщить о тех, кто вовремя не был поставлен на учет и выселен. Авторы газетных публикаций критиковали местные власти за недостаточно жесткую и последовательную политику в отношении бывших владельцев имений, призывали изгонять их из земельных органов как классово чуждых власти элементов.

 В 1928году Иван Ксенофонтович был раскулачен. Семью с маленькими детьми и  матерью дедушки, старенькой Марией Крыжановской выгнали из дома. Сорвали со стен иконы, выбросили их на улицу и топтали сапогами. Моя тетя Валентина была в это время еще ребенком 3-х лет, но это событие врезалось ей в память. Во время раскулачивания были отобраны документы, подтверждающие дворянское происхождение и все имущество. Семья вырыла  землянку, и некоторое время жила в ней.

 Но беда, как известно, одна не ходит. Ночью пришел односельчанин и сказал дедушке, что  ему нужно  бежать из села. Утром его придут арестовывать. Арестовать также должны были двоюродного брата дедушки Федона. Дедушка встретился с братом, чтобы решить, как им быть. Иван Ксенофонтович был настроен  бежать. Федон отказался и сказал: «Я не преступник. У меня все отобрали. Взять с меня уже нечего».

Дедушка Иван  и бабушка Феня решили, что надо бежать от беды. Дедушка ночью незаметно ушел на  железнодорожную станцию   и уехал на Донбасс.

 Как показали последующие события, это решение было правильным. Брата Федона арестовали на следующий день и  отправили в лагерь на Соловки, а оттуда  на строительство Беломорского канала. И там он находился 13 лет в нечеловеческих условиях до начала июля 1941 года. И по сути дела ни за что.

 Дедушка Иван приехал в Снежное, и пошел работать на шахту. Бабушка Феня с детьми и ее свекровью остались ждать вестей от дедушки. Но спокойной жизни у них также не было. Без конца  приходил председатель колхоза и выспрашивал, куда подевался ее муж. Бабушка Феня была женщиной не робкого десятка. Недаром дома ее все называли: «сибирский казак». Она резко осадила ретивого председателя: «Сюда больше не ходи! Мой бывший муж оказался плохим человеком. Завел себе новую семью. Иди и ищи его теперь в другом месте». Почти год бабушка прожила, ожидая  весточки от мужа. И вот, наконец, прибыл знакомый от дедушки с письмом.

 А вот теперь я хочу рассказать маленькую историю, которая говорит  о бабушкином характере. Бабушка Феня обладала  темпераментом холерика, была легка на подъем и при случае могла бы быть атаманшей в банде. Так вот, она  приготовила необходимое в дорогу, перед этим напоила детей специальным отваром, от которого у всех началась сыпь. Собрала детей и повела в правление колхоза. Показав, что у детей сыпь, попросила подводу и лошадь свозить их к врачу в районный центр. Председатель хотел дать ей старую, полуразваленную телегу и полудохлого колхозного коня. Но бабушка потребовала, чтобы он дал лошадь и телегу, которые он отобрал у их семьи и забрал для себя. Председатель, опасаясь скандала по этому поводу, дал нужную телегу и коня. Бабушка  Феня взяла детей, бабушку Марию и поехала  на станцию  Первомайск. Там она разыскала торговца-еврея, продала ему телегу и лошадь. На  вырученные деньги купила билеты и уехала к дедушке на Донбасс.

Устроились на новом месте в бараке, который дали дедушке.Позже для рабочих шахты была построена целая улица с многоквартирными домами. а перед самой войной дедушка с семьей построил домик из глины. Скромный достаток в семье не позволял строить что-то большое, да и жизнь научила правилу не выделяться из общей среды.

В 1930 году родилась моя мама – Лариса. Еще через два  года родилась девочка, которую назвали Верой.

 В каждой семье есть  немало трагических историй, которые потомки не знают. Так вот, девочка Вера родилась, видимо, с какими – то отклонениями в здоровье. Ребенок плакал целыми днями, и бабушка Феня не спускала ее с рук. Понятно, что о врачах и медицине в то время мы не будем говорить. И вот в одну из ночей обессилившая бабушка положила ребенка рядом с собой. Наутро выяснилось, что ребенка она нечаянно задушила. На нее было заведено дело в милиции, и ее несколько лет мучили допросами, пока дедушка не дал взятку. Сколько я помню, бабушка предупреждала всех своих дочерей и сыновей и рассказывала об этом случае.

 Шло время, подрастали дети. Семья надеялась на то, что  несчастья и испытания закончатся для них. Но ничего подобного. Жизнь в России всегда напоминает строительство на зыбком песке. Только начали обживаться, как наступил голод 1933 года.

 Сейчас мы читаем в печати, что этот голод был создан не только по причине того, что  у руля страны находились  не профессионалы, но и искусственно. Местное руководство в течение нескольких лет  обманывало ЦК ВКП(б), давало сведения о высокой урожайности, а у крестьян отбирали зерно, оставляя их на голодную смерть.  Руководство Украины до последнего пыталось говорить о том, что на Украине не всё так плохо. Засуха и, как следствие, голод и даже людской мор, бесспорно, имели место, но они были доведены на местах различными   партийцами до преступного уровня с заведомым обманом и сокрытием трагической действительности от Центра.

 Осенью 1932г. И.Сталин посылает в Украину своего полномочного представителя М.Хатаевича, который,  сообщает И.Сталину: «Я буквально завален ежедневными материалами и сообщениями о случаях голодных смертей, опуханиях и заболеваниях от голода. Последние дни всё чаще поступают сведения о трупоедстве и людоедстве».    

 Моя мама помнила 1933 год, хотя ей было всего 3 года. Семья питалась хлебом из желудей и картофельных очисток. Картофельные очистки они собирали на мусорниках. Бабушка мыла их, а потом готовила из них кашу и добавляла в хлеб. А дедушка рассказывал, что они кушали траву, съедобные части растений, которые росли в той м… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz